• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: размышления (список заголовков)
15:12 

День Победы и Бессмертный Полк

Значит, почему я не бегаю с вытаращенными глазами и не осуждаю Бессмертный Полк, хотя в Москве колонну возглавил Путин и нагнали официоза?
Потому что это самая живая форма празднования.
Исходно инициатива шла снизу, как продолжение встреч ветеранов. Ветеранов осталось чуть, до мест встречи дошли единицы. Вообще-то на эти встречи уже довольно давно ходили дети умерших ветеранов с их портретами. Томский телеканал (кстати, разогнанный за несоответствие генеральной линии) просто это все оформил.
Оформил криво и косноязычно. Тут надо помнить, что в современном русском языке сфера сакрального сильно профанирована, и о ней говорят либо с матом как маркером глубинной истинности высказывания, либо иронически (чтобы дистанцироваться от официоза), либо суконным казенным канцеляритом (считается, что это торжественно). Инициаторы акции - обычные постсоветские россияне, к тому же журналисты. Они сформулировали идею в меру своей языковой компетенции, описав живую инициативу казенным "высоким" языком. Трудно говорить о сакральном переживании профанированным и выхолощенным языком, а другого у них нет, да и народу было бы плохо понятно. А так все блоки знакомые, чего ж тут не понять. А интеллигенция, прочитав текст на сайте, понимает не то, что авторы хотели сказать, а то, что они сказали, а сказали они что-то странное.
Так, с этим понятно. Идем дальше.
9 мая - идеологизированный праздник. В советское время таких праздников было три - 7 ноября, годовщина Октябрьской революции, 1 мая, день всемирной солидарности трудящихся, и День Победы. Обратите внимание на Большие Буквы. В постсоветское время первым вылетела в трубу годовщина революции, за ней следом - солидарность трудящихся. Их к новой государственной идее было не пришить никаким боком. А вот День Победы остался, и уж его-то нагрузили остатками идеологии по полной. Он сделался главным державным праздником, символом мощи государства и его Славного Прошлого ("в ответ на происки которого мы умеренно строим будущее", как сказал бы Льюис, который Клайв). Естественно, власть, котрая вообще боится инициатив снизу до усрачки, накладывает лапу на все и пытается присвоить.
Так произошло со встречами ветеранов в Москве, которые из сквера перед Большим театром перенесли на срытую до основания Поклонную гору, где от метро пешком топать и топать. Так произошло и с Бессмертным Полком.
Нет лучше способа забюрократизировать и занудить что-то живое, чем спустить на него разнарядку. В этом году как минимум в Москве на шествие с портретами прадедов и прабабок, участников войны, спустили разнарядку. Одинаковые плакаты, которые после шествия покидали в кучу и бросили, тому есть свидетельства. Да еще сам Путин возглавил колонну. Все, можно считать, что власть присвоила себе идею и уже вдула в нее официального пафоса.
И это еще только вершки.
Корешки же, отравившие инициативу Бессмертного Полка, - это победобесие. Это стремительное оболванивание населения, ура-патриотизм с голой жопой и смеющимися "искандарами".Сделать из детской коляски макет танка и нацепить на ребенка пилотку и черно-оранжевую ленту. Написать на своей машине "Спасибо деду за победу!" и повесить на антенну эту же самую ленточку - и, что самое смешное, эти надписи в 90% случаев нанесены на импортные машины. Вот у меня под окном паркуется каждый день "опель" с такой надписью. "Опель"!
Те же люди, которые делали политическое событие из более-менее удачного выступления футбольной сборной на чемпионате мира, с тем же энтузиазмом теперь играются в войнушку и пишут: "Можем повторить" и "На Берлин!" Все эти ряженые фальшивые "ветераны", ролевики-неудачники, любители обвешаться оружием, театральное казачество в бутафорских георгиевских крестах - да вы посмотрите, точно те же рожи, что и на Донбассе и в Луганске, те же ряженые, ролевики типа Гиркина и Мурза, поехавшие поиграть в любимый боевик с настоящим оружием.ну и большинство с энтузиазмом тянется следом. Привыкли же,ч то 9 Мая - пафос-пафос-пафос, любовь к Родине со слезами на глазах и гордость за Великую Победу. И слово "фашист" в роли ругательства, причем применяемого ко всем подряд, кто с ними не согласен.
Плюс тщательно лелеемая ностальгия по СССР. Ставка на те чувства, которые легко вызвать и которые не требуют работы души. Ведь каждый день делать наш уродский быт терпимей для более слабых членов обществ а- это нудно, тяжело, затратно. Эти инвалиды, беременные тетки, ветхие старухи, беженцы, мигранты - они только отъедают у молодой и здоровой части населения кусок общественного пирога, да еще имеют наглость считать себя полноценными людьми. Нет, лучше мы попьем пивка и погрозим пиндосам, которые выбрали президентом обезьяну. Фашисты эти америкосы, вот и все.
И это большинство в нашем обществе. Это масса, которая задавит и опошлит все.
На этом фоне шествие с портретами воевавших родственников и воспоминания о них - самое живое и честное, что еще осталось в этом празднике.
Но и ему приходит конец - на следующий год спустят разнарядки, и конец энтузиазму.
Останется только перепощивать в соцсетях фотографии и биографии.
Вывод такой: вы лично, вот вы лично можете не ходить и считать Бессмертный Полк гадостью. И избегать малейших ассоциаций с Путиным - ну вот чего ни коснется человек, все превращается в говно, анти-Мидас прямо. Но и осуждать тех, кто пошел - не стоит.

И да, празднование Дня Победы - это возобновляемая травма. Весь этот нарастающий пафос канализирует порожденную травмой фрустрацию, порождает агрессию, а уж агрессию есть куда направить... И это ритуал, разумеется. Ритуализация способствовала бы излечению травмы, но в той форме, в какой она производится, это невозможно.
И архаизация сознания имеет место, к тому же усиливается. Почитание предков вообще есть существенная часть архаичного восприятия мира.

@темы: В России две беды..., война, размышления

00:54 

Ведущая отечественная мифологема и мировая массовая культура

Наткнулась на интервью: "Свой-чужой. Александр Адабашьян: миссия Америки опошлить Вселенную выполнена".
И далее сей деятель культуры вещает: "Про миссию Америки. В воспоминаниях князя Волконского я вычитал фразу, которую тот, в свою очередь, вычитал у Диккенса: "Миссия Америки — опошлить Вселенную". Это не я — это Диккенс придумал в 19-м веке. Но я думаю, что эта миссия благополучно выполнена. Бороться с этим чрезвычайно трудно, потому что появился чрезвычайный эквивалент всего, любого художественного произведения — это рентабельность. Сколько оно принесло денег…"

Короче, во всем виновата Америка. Это она все опошлила. Там, в общем, довольно симптоматичное интервью - полный набор благоглупостей и общих мест, которые продвигает сейчас изрядная часть нашей интеллигенции. С лейтмотивом "Кругом помойка, я в белом плаще посредине, и что ни делай, будет только хуже".

Чем же несчастная Америка так насолила режиссеру Адабашьяну?
Нет, вы ничего не узнаете, кроме того, что "из-за них все за деньги".

Вообще нытье на тему "Америка во всем виновата" необыкновенно распространилось. И сидят творцы советской культуры, не выдержавшие конкуренции с культурой мировой, и ноют, что бездуховному потребителю подавай голливудские поделки. И продолжают снимать и писать унылые опусы о себе, любимых, внушая зрителям и читателям, что весь мир - "говно, все бабы - бляди, и солнце - ёбаный фонарь".
Неудивительно, что это унылое нытье вчистую проигрывает современному западному кинематографу.

То же самое брюзжание об опошлении я читала в исполнении Юрия Норштейна. Ну, возможно, он гений, хотя мне его мультики не нравятся. Но вот он сидит и ноет, что коммерция опошлила мультипликацию, и вместо десятиминутных шедевров печет длинные сериалы по западному образцу. А бездуховная японская и американская анимация... ну вы поняли.
Я тут посмотрела, что мультипликационного наснимали за последние десять лет в России. "Маша и медведь" - отличная штука для детишек 4-5 лет, из той же серии, что "Вредные советы" Остера. "Смешарики" - их, конечно, обоснованно критикуют за периодическую трансляцию всякой традиционной фигни, но сериал в целом остроумен, пригоден для семейного просмотра (ребенок не оценит отсылок к классическому кино и литературе, да и не всякий взрослый догадается, что такое загадочная "кузинатра", в которой бедняга Бараш ищет смысл жизни, но наш брат переводчик наверняка повеселится). А научно-популярный "Пин-код" вообще прекрасен, не говоря уже о полнометражке "Начало". И даже сто раз обруганные "Три богатыря" местами забавны.
Но это же так бездуховно - рисовать для детей мультики по десять минут на каждый вечер! Опошление высокого искусства.

Вернемся к кино. В кино у нас тоже беда - сборы за марвеловскими блокбастерами о супергероях, а отечественные "Защитники" на фоне даже самых слабых из них выглядят фигней. Попытка снять фэнтези проваливается раз за разом, взять хотя бы для примера "Он - дракон ", в котором уже и антураж неплохой, и картинка, но вот сценаристы выхолостили исходную повесть Дяченок так, что осталась только невнятная шелуха. Историческое кино - это вообще позор, как ни возьмутся снимать, так наснимают что-то вроде "Викинга", которому даже до советской "Руси великой" как до Луны на карачках.
Сериалы? вот пусть как-нибудь расскажет, каким образом и почему интересная идея и оригинальные герои превращаются ... превращаются в унылое говно. Впрочем, на вопрос "почему" могу ответить и я - режиссеры и продюсеры считают зрителей тупыми идиотами, поэтому безжалостно вымарывают из сценариев все, что хоть как-то отличается от средней пережеванной жвачки, которую показывают по телевизору и на фоне которой "Санта-Барбара" кажется интересным и жизненным сериалом.

Адабашьян в полный рост демонстрирует то, что делает российское кино таким тупым, унылым и никому не интересным - отсутствие внятной идеи, страх четко определить добро и зло, страх перед отстаиванием справедливости.
Куда уж до его интеллектуальных высот бездуховному "Капитану Америке" с его стремлением к справедливости, бескомпромиссностью и милостью к падшим?
Вы можете представить в устах героини современного российского кино речь Шэрон из "Гражданской войны"? Я не могу. Женщины в российском кино играют служебную, дежурную роль, им никто не даст сказать:

"Как-то я спросила у неё [Пегги Картер], как ей удалось стать и дипломатом, и шпионом во времена, когда на женщин в этих сферах смотрели косо. Она сказала: умей договариваться. Но если это невозможно, стой на своём. Даже если все доказывают тебе, что чёрное — это белое, даже если весь мир хочет тебя подвинуть, твой долг — врасти в землю, как дерево, посмотреть им в глаза и сказать: «Нет! Подвиньтесь вы»."


Российские "тварьцы культуры" не умеют так. Они все летят вслед Никите Михалкову лизать седалище власти. Сюжет о человеке, который встает против правительства за закон и гражданские права, им не то что неподъемен - он им непонятен, он им как заноза в заднице, его проще заклеймить бездуховным и пошлым.

Не знаю, что может быть пошлее вышедшего в тираж деятеля культуры, который бессильно ноет и винит в своей творческой импотенции пошлую Америку, в то время как пошлая массовая культура пропагандирует народным массам пошлый героизм, пошлую же любовь и пошлую же верность.

@темы: размышления, канал "Культура", зеркало троллей

Дневник Кинн

главная