• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
18:50 

"Носитель культуры" (с) В.Рыбаков

Альвдис бомбануло:

07.12.2017 в 17:11
Пишет alwdis:

Знаете, я человек с высокой терпимостью. Я привыкла понимать, что людям свойственны недостатки, и не осуждать их там, где у человека нет возможности быть лучше. Не нравится тебе хам, пишущий "ни когда"? - ну да, не нравится, кому он нравится... но человек из низкой среды, образования не получил, культуру воспринять неоткуда... что с него возьмешь?
И так по очень многим пунктам.
Но есть два типа людей, которые вызывают у меня шок и ощущение противоестественности.
Первый - это истерящие мужчины.
А второй - это хамы с высшим образованием.
Вот вторые существа ("людьми" их не назову, простите) - для меня просто чудовищная прореха в эволюции. Зачем было читать все те книги, что они проглотили, если это не сделало их ни на волос порядочнее? если это не научило их хотя бы тонкому троллингу, раз уж быть воспитанным - не судьба?
Когда я вижу человека, о котором точно знаю, что он эрудирован, но ему в лицо говорят, что он ведет себя как гопник, - и правду говорят! - то мне безумно стыдно. Хотя я-то чем виновата...
Знаете, я предпочту пьяных лесорубов. Они честнее. Они биологически нормальны. А вот образованный хам - извините, но для меня это извращение.

URL записи

Не знаю, что входит в границы хамства по мнению Альвдис, но вот то, что она называет хамами тех, кто прямо говорит ей, что она несет чушь - это факт.

В свою очередь я не переношу на дух людей, которые не могут сказать в лицо и назвать по имени человека, о котором говорят. Лицемеры и трусы.

А теперь поговорим о культуре.
Большинство людей считает, что культурный человек - это тот, который не ругается, не повышает голоса, с улыбочкой встречает любые возражения, не вступает в спор - потому что это же "холивар, навязывание своего мнения" (а на самом деле он просто не может и не умеет). Но это не культура, это лицемерие и трусость.

Культура - это уважение к другому человеку. Это отвращение к вранью, а когда человек выдает свои фантазии за факты и словопоток за науку - это не культура. А когда берет за это деньги - то еще и мошенничество. Это истинное, подлинное, в библейском смысле хамство. Плевок в лицо и культуре, и науке.
Да, Альвдис, это я о тебе.

Фунт стерлингов против пятирублевки, что ты не поймешь, почему в заголовке поста - кавычки и копирайт Рыбакова.

@темы: гербарий, заметки этнографа

11:22 

Гербарий

Пишет alwdis:

Любовь, говорите...
Завтра у меня лекция "Любовь в древнерусской культуре". Ее (то есть лекцию, а отнюдь не любовь) как-то масштабно распиарили, а тут я еще микрофон купила, то есть будет и народу, вероятно, больше обычного, и запись для географически удаленных.
Ну и под это дело меня накрыл приступ гиперответственности, так что я, вместо того, чтобы выезжать на годами проверенных цитатах, взяла да и жахнула часов пять на чтение литературы по теме.
Ну и что сказать...

...я вот всегда любила русскую народную культуру. Фольклор, былины (которыми лет 15 плотно занималась), деревянное зодчество, неорусский стиль - хоть Васнецов, хоть Римский-Корсаков, хоть Ярославский вокзал в Москве.
Любила.
Но писала всегда по чему-то европейскому. В детстве по Шекспиру, потом пошли Толкиен, кельты; потом меня занесло во всё японское.
Почему не русское? почему не родное??? ведь люблю же!
Этим летом прозвенел первый звоночек. Когда поездка на этнофестиваль обернулась для меня яростной ненавистью к культуре русского крестьянства (а там же хуже, там же советский эрзац этой культуры!). И я тогда поняла, что привыкла - да, к Васнецову и особенно Римскому-Корсакову с Бородиным, то есть к высокой культуре в национальных формах, а опускаться до уровня деревни - извините, нет.
А сегодня всё встало на свои места окончательно.
"Согласно Адаму Олеарию, посетившему Рос­сию в царствование Михаила Федоровича, его собеседники на рус­ских пирах говорили обычно «о разврате, о гнусных пороках, о не­пристойностях... Они рассказывают всякого рода срамные сказ­ки, и тот, кто наиболее сквернословит и отпускает самые неприлич­ные шутки, сопровождая их непристойными телодвижениями, счи­тается у них приятнейшим в обществе»"
Знали мы это? - нет. Кто Олеария читал?..
Не знали, но понимали. Потому что нет у нас высокой светской культуры Московской Руси. От Киевской дошло - как ни мало, а нам хватает. От духовной культуры Московской же - мы не в ту сторону смотрим, но знаем поневоле, потому что дошло изрядно. Сюда же всякие "Домострои" и прочая государственность (в частности, летописи и пр.).
А светской культуры - от Батыя до, черт меня побери, Петра! - у нас НЕТ. Вот вам цитата, красноречивая.
От Батыя до Петра. Вдумайтесь в эти жуткие слова.
...а по-хорошему, так вообще до Екатерины. Потому что то светское, что у нас до нее было, - годится только студентов мучить.

Но я-то, как любой наш образованный человек, воспитана на 19 веке, а это от Карамзина и далее везде, то есть европейская культура с русским содержанием.
И вот выходит трагический парадокс: что на крестьянском уровне тесновато (а уж когда под видом "фольклора" поют советскую эстраду на деревенские темы - там вообще тошно!), о домонгольской культуре мы знаем крохи (и вот они - былины как мечта о ней!), о Московской Руси - меньше знаешь, крепче спишь, а Римский-Корсаков и последовавший за ним Птушко - это как бы уже не "народное".
В задаче спрашивается: где та русская культура в национальных формах, которую любить?
(Вопрос, если что, риторический...)

URL записи

дальнейший диалог:

читать дальше


Так, вместо дополнения получился новый пост. Ну ладно.
В общем, профессор Альвдис сделала одолжение слушателям - пять часов потратила на чтение литературы по теме лекции...
Лекция, что характерно, за деньги.

00:03 

Приглашение

Для Arashi-opera, John Slow, SturmFliege, Амелия Б.

Приходите в восркесенье ко мне, праздновать день рождения.
В программе: еда (выбираем: японское меню или бешбармак с наворотами, а также крылышки барбекю), выпить (можно приносить с собой), разговоры. Можем посмотреть кино на большом экране.
Прилагаются: кошечки. Много.

12:48 

Прошу помощи

Дорогие друзья, живущие в Москве!

Кто из вас может приютить на две недели в августе кота или кошку? Мы уезжаем, а оставить, вот так внезапно оказалось, не с кем.
Корм и наполнитель прилагаются.

Кот - черный, большой, любит людей, мурлыкает, любит играть в мышку.
Кошка номер раз - черная, изящная, интеллектуалка и исследовательница, на руках не сидит, изобретательно залезает всюду, куда можно залезть.
Кошка номер два - похожа на сибирку, спокойная, любит людей, охотно сидит на коленях, громко мурлыкает.

Корм и наполнитель с лотком прилагаются.
Животные толерантны к другим животным, быстро приучаются к порядку.

Всего на две недели!

22:38 

Взвесила кота. Пять килограмм.

02:27 

День Победы


00:54 

Ведущая отечественная мифологема и мировая массовая культура

Наткнулась на интервью: "Свой-чужой. Александр Адабашьян: миссия Америки опошлить Вселенную выполнена".
И далее сей деятель культуры вещает: "Про миссию Америки. В воспоминаниях князя Волконского я вычитал фразу, которую тот, в свою очередь, вычитал у Диккенса: "Миссия Америки — опошлить Вселенную". Это не я — это Диккенс придумал в 19-м веке. Но я думаю, что эта миссия благополучно выполнена. Бороться с этим чрезвычайно трудно, потому что появился чрезвычайный эквивалент всего, любого художественного произведения — это рентабельность. Сколько оно принесло денег…"

Короче, во всем виновата Америка. Это она все опошлила. Там, в общем, довольно симптоматичное интервью - полный набор благоглупостей и общих мест, которые продвигает сейчас изрядная часть нашей интеллигенции. С лейтмотивом "Кругом помойка, я в белом плаще посредине, и что ни делай, будет только хуже".

Чем же несчастная Америка так насолила режиссеру Адабашьяну?
Нет, вы ничего не узнаете, кроме того, что "из-за них все за деньги".

Вообще нытье на тему "Америка во всем виновата" необыкновенно распространилось. И сидят творцы советской культуры, не выдержавшие конкуренции с культурой мировой, и ноют, что бездуховному потребителю подавай голливудские поделки. И продолжают снимать и писать унылые опусы о себе, любимых, внушая зрителям и читателям, что весь мир - "говно, все бабы - бляди, и солнце - ёбаный фонарь".
Неудивительно, что это унылое нытье вчистую проигрывает современному западному кинематографу.

То же самое брюзжание об опошлении я читала в исполнении Юрия Норштейна. Ну, возможно, он гений, хотя мне его мультики не нравятся. Но вот он сидит и ноет, что коммерция опошлила мультипликацию, и вместо десятиминутных шедевров печет длинные сериалы по западному образцу. А бездуховная японская и американская анимация... ну вы поняли.
Я тут посмотрела, что мультипликационного наснимали за последние десять лет в России. "Маша и медведь" - отличная штука для детишек 4-5 лет, из той же серии, что "Вредные советы" Остера. "Смешарики" - их, конечно, обоснованно критикуют за периодическую трансляцию всякой традиционной фигни, но сериал в целом остроумен, пригоден для семейного просмотра (ребенок не оценит отсылок к классическому кино и литературе, да и не всякий взрослый догадается, что такое загадочная "кузинатра", в которой бедняга Бараш ищет смысл жизни, но наш брат переводчик наверняка повеселится). А научно-популярный "Пин-код" вообще прекрасен, не говоря уже о полнометражке "Начало". И даже сто раз обруганные "Три богатыря" местами забавны.
Но это же так бездуховно - рисовать для детей мультики по десять минут на каждый вечер! Опошление высокого искусства.

Вернемся к кино. В кино у нас тоже беда - сборы за марвеловскими блокбастерами о супергероях, а отечественные "Защитники" на фоне даже самых слабых из них выглядят фигней. Попытка снять фэнтези проваливается раз за разом, взять хотя бы для примера "Он - дракон ", в котором уже и антураж неплохой, и картинка, но вот сценаристы выхолостили исходную повесть Дяченок так, что осталась только невнятная шелуха. Историческое кино - это вообще позор, как ни возьмутся снимать, так наснимают что-то вроде "Викинга", которому даже до советской "Руси великой" как до Луны на карачках.
Сериалы? вот пусть как-нибудь расскажет, каким образом и почему интересная идея и оригинальные герои превращаются ... превращаются в унылое говно. Впрочем, на вопрос "почему" могу ответить и я - режиссеры и продюсеры считают зрителей тупыми идиотами, поэтому безжалостно вымарывают из сценариев все, что хоть как-то отличается от средней пережеванной жвачки, которую показывают по телевизору и на фоне которой "Санта-Барбара" кажется интересным и жизненным сериалом.

Адабашьян в полный рост демонстрирует то, что делает российское кино таким тупым, унылым и никому не интересным - отсутствие внятной идеи, страх четко определить добро и зло, страх перед отстаиванием справедливости.
Куда уж до его интеллектуальных высот бездуховному "Капитану Америке" с его стремлением к справедливости, бескомпромиссностью и милостью к падшим?
Вы можете представить в устах героини современного российского кино речь Шэрон из "Гражданской войны"? Я не могу. Женщины в российском кино играют служебную, дежурную роль, им никто не даст сказать:

"Как-то я спросила у неё [Пегги Картер], как ей удалось стать и дипломатом, и шпионом во времена, когда на женщин в этих сферах смотрели косо. Она сказала: умей договариваться. Но если это невозможно, стой на своём. Даже если все доказывают тебе, что чёрное — это белое, даже если весь мир хочет тебя подвинуть, твой долг — врасти в землю, как дерево, посмотреть им в глаза и сказать: «Нет! Подвиньтесь вы»."


Российские "тварьцы культуры" не умеют так. Они все летят вслед Никите Михалкову лизать седалище власти. Сюжет о человеке, который встает против правительства за закон и гражданские права, им не то что неподъемен - он им непонятен, он им как заноза в заднице, его проще заклеймить бездуховным и пошлым.

Не знаю, что может быть пошлее вышедшего в тираж деятеля культуры, который бессильно ноет и винит в своей творческой импотенции пошлую Америку, в то время как пошлая массовая культура пропагандирует народным массам пошлый героизм, пошлую же любовь и пошлую же верность.

@темы: размышления, канал "Культура", зеркало троллей

17:27 

Прочитала статью Дивова о Ефремове: godliteratury.ru/projects/ivan-efremov-pisatel-....
Со вчерашнего дня думаю: что это было? О чем это он? Зачем?
Ведь конкретно о взаимоотношениях Ефремова с западной фантастикой есть много свидетельств - начиная с монографии Бритикова о советской фантастике и его статей, работ Брандиса и Дмитревского и кончая книжкой Чудинова. И даже биография Ефремова для ЖЗЛ, написанная Ерёминой и Смирновым (кошмарная компиляция из списанного у Чудинова, выдержек из писем и эзотерических экскурсов) - в конце концов, там есть библиография и приличное количество цитат из писем Ефремова.
А тут какой-то гон и толстые намеки на непонятно что. И приписывание Ефремову каких-то идиотских мотивов.
То ефремляне из "Ноогена" понапишут всякой фигни и эзотерики куда не надо, то вот писатель-фантаст выдаст три страницы откровенной фигни...
Хотя в наше время в России слова "писатель-фантаст" - это скорее отрицательная характеристика...

@темы: перпендикулярный мир, книги

22:35 

Есть такой жест - фэйспалм...

01:38 

Многие тут знают, что была такая группа ТТТ (Tolkien's Texts Translation), которая переводила то Unfinished Tales, то "Историю Средиземья", а Игорь Хазанов их печатал. Благородная просветительская миссия.
"Неоконченные сказания" и обе "Книги утраченных сказаний" вон стоят у меня на полке, и там же стоит великолепный "Детский сборник". Куплено было за вменяемые деньги в пересчете на доллары по тогдашнему курсу - 12-14$.
Потом дело ка-кто заглохло, хотя я слыхала от Анариэль, редактора ТТТ, что четвертый том практически готов, да и пятый на подходе, а сложнее всего с третьим томом, потому что там стихи же.

Но четвертый том, "Устроение Средиземья", вышел почему-то уже не под ТТТ, а под новой группой "Elsewhere". И стоил уже вдвое дороже, и тираж был меньше, и я его купить не успела.
Еще "Elsewhere" выпустили два сборника статей Толкина, первый, который "Чудовища и критики", я купила, второй не стала - к Средиземью его содержание не относится, неинтересно.

И вот с большим перерывом вышел пятый том, "Утраченный путь". Этимологии! впервые на русском! Ура!
Ага, счаз. Тираж - 200 экземпляров. А цена - 2500. 2500!

И всё.

@темы: JRRT, ой что это?

12:54 

Общество в разрезе

nikolaeva.livejournal.com/786629.html

Суть дела: тринадцатилетнюю девочку, отличницу и спортсменку, перевели в более сильную школу. Она стала отставать по математике. Родители попросили "старую строгую" учительницу дополнительно позаниматься с девочкой. Третьему занятию девочка предпочла попытку самоубийства

В комментах - ни одного человеческого, парад стокгольмского синдрома, девиза "нас били - мы людьми стали, а эта - подумаешь, неженка" и все такое.

@темы: другой глобус, зеркало троллей

00:44 

Нашла на Лайвлибе список (www.livelib.ru/blog/translations/post/20968-51-...).
Не могу не прокомментировать. Болд - понравилось, рекомендую. Курсив - читать можно. Вычеркнуто - нечитаемо. Серый - не читала.


1. "Хроника Убийцы короля" Патрика Ротфусса.
Книга состоит в основном из описаний. На два огромных тома действий прискорбно мало. Одна и та же мысль или обстоятельство доносится до читателя много раз, чтобы уж хотя бы читатель сложил эту часть головоломки, если герой не смог. Перевод хороший, сам цикл многим нравится. Мне - ну так, прочитала.

2. "Архив Буресвета" Брендона Сандерсона.
Не плохо, но и не сказать, чтобы хорошо. Читать можно, как, впрочем, Сандерса вообще. Хотя Сандерс в переводе ужасен. Впрочем, сейчас уровень переводов фэнтези ниже всякой критики.
Я бросила на середине первого тома, то есть меня не заинтересовало настолько, чтобы я хотя бы в конец заглянула.

3. "Песнь льда и пламени" Джорджа Р.Р. Мартина
Рекомендую. Безжалостность исторического реализма плюс фантастическая интрига. Детализация, запоминаются даже эпизодические персонажи. Да, к пятому тому часть головоломки читатели уже сложили, а герои еще нет. Впрочем, немногие герои первого тома дожили до пятого. В финале ожидается шоудаун. Пожалуй, это лучшее фэнтези за последние 20 лет.

читать дальше
Так себе список, короче. Читать нечего.

@темы: книги, что читать

19:56 

Набрела на сериал этого года Emerald City.
Посмотрела первую серию - затянуло. Сумрачная картинка, темный мир, злые волшебницы - ни следа благости Волшебной страны Волкова, ни следа мармеладности страны Оз Баума.
Тут же с ходу, вот в буквально третьей серии - расколдовывание Озмы.
Кто читал баума, тот помнит, что злая колдунья похитила в младенчестве принцессу Озму и превратила ее в мальчика. Когда стране Оз и Изумрудному городу угрожает очередная опасность, мальчик сбегает от колдуньи, а одна из волшебниц торжественно превращает его обратно в принцессу. Всем хорошо, мармелад на стол, занавес.
В сериале пок атолько самое начлао истории.

читать дальше

Словом, буду смотреть дальше.

@темы: кино

10:06 

О пользе знакомства с классикой и интертекстуальности

Пошла по ссылке из рассылки генофонда по ключевому слову «Троя» - и в статье Д. Панченко "Троя, лабиринт, Илион: мифологическая и историческая основы эпической традиции" обнаружила источник или архетип обоих семивратных градов Толкина!
Минас Тирит вообще ложится один к одному: семь ворот одни над другими, поворот на каждом шаге-ярусе - абсолютно как в описании всех этих лабиринтов! Что Гондолин имеет своим архетипом Трою, практически самоочевидно. Это бросает новый свет на астральные мотивы, связанные с Эарэндилем и, похоже, на солярные мотивы, связанные с Идриль (которая у нас редким для толкиновских красавиц образом златовласа), как и полагается Елене Троянской и Солнечной Деве из мифа о похищении.


Бабах - через двадцать лет Анариэль обнаружила, что в "Падении Гондолина" присутствует троянский архетип. Но это же очевидно! Более того, на Трою впрямую ссылается текст, Гондолин сравнивается с "Bablon, Ninwi, Trui, Rum" (в рукописи А напрямую Babylon, Nineveh, Troy).
Для человека европейской культуры сюжет об осаде и падении города - это Троя прежде всего, и только потом в "Падении Гондолина" проступают мотивы ирландских скел о "падении дома" - о гибели короля. нарушившего королевские гейсы.
Разумеется, в "Падении Гондолина" взгляд автора не про-ахейский, как у Гомера, а про-троянский, совершенно по Честертону, которого Толкин явно читал. Хотя, возможно, и Честертон не автор этой идеи, а подхватил носившееся в воздухе, как это часто бывает.
И совершенно в духе толкиновской мифологии Гектор-Туор спасается, как Эней, и вместо Эарендиля-Астианакса со стены сбрасывают предателя Маэглина. Ну и Идриль как Елена - идеал красоты, сокровище города. Я говорила об этом еще в конце 90-х, кстати, как только прочитала.
В общем, это очевидные вещи, но почему Анариэль (и вслед за ней большинство толкинистов) не увидела этого сразу?
UPD. Прошу прощения, была невнимательна. Насчет Трои Анариэль как раз в курсе, открытием оказалось то, что Минас-Тирит - он тоже семивратный Илион :-) И его уподобление Трое - еще более красноречиво, потому что эта Троя не пала. И тем не менее следующее рассуждение остается в силе, см. комментарий Ринглина.

Моя гипотеза такая: это от того, что у толкинистов их толкинистические штудии проходят по отдельной графе от общекультурных. К толкиновскому тексту подверстывают древнеанглийские и общегерманские материалы, потому что на них впрямую ссылается сам Толкин, кельтские (в основном ирландские) мотивы, но не античную классику. Античная классика - из учебников, школьная, университетская. Толкиновская мифология для нас - контркультурная, диссидентская, протестная.
Точно так же российские толкинисты упускают связь между Нуменором-Аталантэ и Атлантидой, кроме номинальной ("они потонули и названия похожие"), хотя само описание Нуменора даже структурно подобно платоновскому описанию Атлантиды, а технический (скорее, техномагический) прогресс нуменорцев впрямую вплыл в "Lost Road" из концепта Атлантиды начала 20 века, из эзотериков (ср. второй рассказ Аэлиты из одноименной повести А.Толстого, уж Блаватскую я никого не пошлю читать, разве что ради аскезы).
Впрочем, мне и в англоязычной толкинистике до сих пор не попадалось исследований атлантидского мотива у Толкина. То ли он кажется слишком очевидным, а потому не нуждающимся в исследовании, то ли на слово "Атлантида" набегают фрики, и поэтому его стараются употреблять пореже и быстрее проскакивать эту тему.
При этом общефилологические штудии (Е.Ковтун, М.Штейнман) поверхностны. У Ковтун рассматривается только роль фантастических приемов в тексте ("Поэтика необычайного"), Штейнман в своих лекциях (см. на ютьюбе, поиск по фамилии) старательно избегает углубления в рассмотрение отдельных мотивов и сильно упрощает - причем на видео заметно, как она делает ментальное усилие, пытаясь не углубиться в тему, как будто это спасет ее от обвинений в гикнутости и удержит в академическом дискурсе.

@темы: интерпретации, ардическое, JRRT

17:29 

Умерла актриса Дебби Рейнольдс, мать Кэрри Фишер. Прямо накануне похорон дочери. Ей было 85 лет.


@темы: ушедшие

01:19 

"Ведическая" женственность против Вед :-)

Вы наверняка встречались с людьми, которые двинулись крышей на слове "Веды" и вставляют его куда ни попадя. У них и женственность ведическая (в юбке и без трусов), и православие, и славяне.
Им посвящается эта картинка, гуляющая по соцсетям:

смотреть

Правая часть картинки изображает идиллические супружеские отношения богини Парвати в облике Кали-Дурги и Шивы-Разрушителя. Ведические по самое не могу.

@темы: интерпретации, мифология

14:22 

R.I.P.


@темы: политика

07:44 

Умный злодей

Тут в связи с выходом седьмого эпизода "Звездных войн" идут массовые споры о силах зла и умных злодеях. Люди придумывают какой-то идеальный образ интеллектуального, харизматичного, рационального и т.д. злодея, котрого ни в реальности, ни в искусстве почему-то не существует.
А ведь просто все. Зло великим не бывает. И умным тоже. Человек, сознательно делающий зло, направленный волей ко злу - мелок и жалок.
Вы посмотрите на историческое зло. Кто были эти все люди, которые жгли ведьм, устраивали массовые казни, насиловали малолетних, разбивали головы младенцев о стены, топили печи людьми и мотыгами перебили треть населения Камбоджи?
Как только начинаешь к ним присматриваться, становится видно, что они мелкие, скучные и неинтересные. Обыкновенное козло, серенькое, тупое, с девяти до шести людей мучают и убивают, потом идут домой пить чай и гладит деток по головкам. Или просто тупые садисты.
Но никаких интеллектуальных Ганнибалов Лекторов, сплошные Чикатилы.

@темы: интерпретации, заметки этнографа

23:39 

Ищем квартиру!

Друзья и читатели!

Не даст ли кто из вас наводку на съем? Нужна комната или однушка, или двушка пополам с кем-то в Москве для девушки - студентки магистратуры.
Условия: интернет (или возможность его провести), минимум мебели, цена вопроса 20 тысяч (максимум 25) в месяц.
Отягощающие обстоятельства: работа репетитора, две молодые воспитанные и привитые кошки.
Писать можно мне в у-мэйл, на почту katherine-kinn()mail.ru или прямо в комменты.

22:01 

Как оно было на самом деле

Пишет firtree вот так:

В начале не было ничего, только полная симметрия, и свободная калибровка летала над водами.

Потом отделил Бог целый спин от полуцелого, и повелел целому спину подчиняться статистике Бозе, а полуцелому статистике Ферми. И увидел он, что это хорошо.

И отделил Бог гравитацию, и поставил её константу взаимодействия ниже других констант, и повелел ей пресмыкаться на микроуровне, но сказал, что возвеличит её надо всеми, и будет она повелевать космологией, ибо всё будет подчиняться ей. И уползла гравитация на микроуровне на своё место, и поныне там пребывает.

И отделил Бог сильное взаимодействие от электрослабого, а кварки от лептонов, и повелел кваркам сильно и электрослабо взаимодействовать, а лептонам только электрослабо. И увидел он, что это хорошо.

И нарушил Бог симметрию электрослабого взаимодействия до слабого и электромагнитного, и обрели векторные бозоны массу, фотон же не обрёл. И стали векторные бозоны подобны фермионам, и возгордились, но не было у них закона сохранения числа частиц, ибо были они бозонами, и потому стало слабое взаимодействие короткодействующим.

И был вечер, и было утро: эра электрослабого фазового перехода.

Глюоны же обладали цветом, и были в том подобны кваркам, и взаимодействовали меж собой сильно, и порождали другие глюоны. И увидел Бог, что сильное взаимодействие асимптотически свободно, на больших же расстояниях линейно, аки в струнной модели.

И повелел Бог собраться кваркам по трое, и по одному и антиодному, и с глюонами в иные комбинации, по цвету синглетные, и затворил их там конфайнментом. И нарёк Бог кварки по трое барионами, а по одному и антиодному мезонами, и увидел он, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: эра конфайнмента.

Мезоны состояли из кварка и антикварка, и не имели барионного числа, и распадались до излучения, а барионы же антикварков не содержали, и распадались только до нуклонов, а дальше не могли. И было барионов больше, чем антибарионов, и потому оставались нуклоны не аннигилировавшие.

И сочетались нуклоны за счёт сложного обменного взаимодействия, производного от сильного, и соединялись по двое, по трое, по четыре. По четыре же, в альфа-частицы, им было лучше всего соединяться.

И увидел Бог, что в альфа-частицы соединилась четверть всех нуклонов по массе, остальные же остались свободными, а остальные элементы в следовых количествах. И посему достаточно было в межзвёздном газе топлива для ядерных реакций и зажигания звёзд. И увидел он, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: началась эра первичного нуклеосинтеза.. ))

@темы: интерпретации, наука

Дневник Кинн

главная