Двоюродный дед со стороны отца, бабушкин брат Даниил, был призван в июне 41-го, еще до войны. Он был хозяйственником, его направили в Белгород и там призвали. Дали звание политрука, и он поступил в распоряжение Военсовета Западного Особого военного округа, занимался все теми же хозяйственными делами. Как сообщает сайт www.obd-memorial.ru/, пропал без вести в июле 41-го. Белостокский выступ, ага.
Его жена с младшей дочерью Раей уехала в эвакуацию в Красноярск, и хотя в документах на сайте есть их красноярский адрес, извещений они не получали.
Старшая дочь Эмма была в то лето в санатории, перипетии эвакуации описаны так: "В материалах центрального государственного архива Удмуртской республики сохранились списки польского детского дома. Из 115 детей - 55 еврейские дети. До эвакуации эти дети были в детском санатории в городе Друскеники в Западной Белоруссии. Эвакуировались они 22 июня 1941 года. Большинство детей было из Белостока. Директор Певзнер Самуил Маркович." В Красноярск Эмма все-таки попала, после смерти матери Эмма и Рая попали в детский дом.
Бабушка Берта в эвакуацию попала в город Чирчик, в Узбекистан. Работала там санитаркой в госпитале. Там встретилась с дедом, он в этом госпитале лечился. Потом уехал - он был женат, семья вроде как уцелела. Бабушка умерла в 1981 году. Единственная медаль - "Труженику тыла".
Своих двоюродных сестер мой отец нашел уже в начале 80-х, случайно. Несколько лет назад они умерли.

Дед Викентий, мамин отчим, был художником, в 1943 он окончил художественное училище и его сразу призвали. Учебка. Потом Сталинград - их высадили на берег реки, практически без оружия, амуниции и боеприпасов. Сержант разведки. Рассказывать не любил, разве что отцу кое-что на 9 мая, когда выпьет. Про винтовку без патронов. Про то, как отвернулся от костра - а соседу тут же осколком снаряда снесло челюсть, прямо над котелком. Инвалид войны - нога, осколок, каждый год лежал с этим делом в госпитале САВО. Ему положена была машина-"инвалидка", и вот ездить очень любил. Из-за этой машины бабушка Берта считала деда буржуем и богачом - можно представить себе, что для нее было нормой. Медали. Орден уже после войны вручили, где-то в середине 70-х. Умер в конце 80-х.
Мамин двоюродный дед Василий прошел всю войну (он как раз 1924 г.р.), на лице у него был шрам, он его прятал под усами, говорил немножко невнятно - я его в детстве из-за этого побаивалась.

Все умерли, кто войну помнит - кроме моей свекрови Риммы, 1936 г.р.

Местечка Ляды в Белоруссии, откуда родом были Берта и Даниил, больше не существует.



@темы: война