Парадоксально, но в большинстве фанфиков по "Отблескам Этэрны", которые прилично написаны, имеют сюжет и достаточно цельные образы героев, меня преследует двойственное чувство. С одной стороны, Дик Окделл изображается там как нормальный человек, которым движут нормальные, понятные мотивы (ну взять для примера хотя бы "Сердце скал", "Под гербом вепря"/"Вепрь и ворон" или "Древнюю кровь"), более того - он часто действует из лучших, благородных побуждений. С другой - другие персонажи, вроде Рокэ, или Робера, или еще кого, отчасти служащие авторскими рупорами, отзываются о нем как глупом, наивном и т.д. мальчишке. Или несобственно-прямая речь этих персонажей так его характеризует. При этом видно, что это говорят персонажи, условно говоря, положительные, отражающие авторское представление о морали, правильном-неправильном и т.д.
То есть возникает когнитивный диссонанс.
Причин этому я вижу две.
Первая: авторы фанфиков, вслед за втором ОЭ, по умолчанию считают морально-нравственным ориентиром типаж "козел с золотым сердцем" (см. на Посмотре.ли), эдакого циника, который доброго слова в простоте не скажет, но, несомненно, имеет правильный моральный компас. В этой системе отсчета персонаж, который "не козел", который не прикрывается напускным (или подлинным) цинизмом, а просто действует по велению сердца и своего морального компаса, воспринимается как глупец, дурачок, подставляющийся под удар, готовый объект для махинаций. Это отчасти установка канона, и авторы фанфиков следуют ей, избегая прямых разговоров персонажей о важном. Герой-простак должен догадаться сам, а герой, который знает, как надо, в лучшем случае в лучшем случае скажет ему речь, полную намеков, а в худшем прибегнет к дрессировке в стиле "черный с белым не носить, "да" и "нет" не говорить".
Вторая: авторы фанфиков следуют установке, что открыто говорить о своих моральных обязательствах (части, верности, любви и т.д.) может только слабый и лицемерный человек, а настоящий, правильный - всегда скажет гадость, а сделает по самой строгой морали. Или это страх открыто дать какие-то моральные обязательства, открыть, так сказать, моральный кредит, который придется рано или поздно отдавать.
При этом Дик в фанфиках поступает хорошо и достойно, но отношение других персонажей к нему все равно будет как наивному глупцу, потому что сами они всячески избегают озвучивать какие-либо моральные обязательства.
Насколько это издержки следования канону, а насколько проекция авторских убеждений в текст - интересный вопрос.
То есть возникает когнитивный диссонанс.
Причин этому я вижу две.
Первая: авторы фанфиков, вслед за втором ОЭ, по умолчанию считают морально-нравственным ориентиром типаж "козел с золотым сердцем" (см. на Посмотре.ли), эдакого циника, который доброго слова в простоте не скажет, но, несомненно, имеет правильный моральный компас. В этой системе отсчета персонаж, который "не козел", который не прикрывается напускным (или подлинным) цинизмом, а просто действует по велению сердца и своего морального компаса, воспринимается как глупец, дурачок, подставляющийся под удар, готовый объект для махинаций. Это отчасти установка канона, и авторы фанфиков следуют ей, избегая прямых разговоров персонажей о важном. Герой-простак должен догадаться сам, а герой, который знает, как надо, в лучшем случае в лучшем случае скажет ему речь, полную намеков, а в худшем прибегнет к дрессировке в стиле "черный с белым не носить, "да" и "нет" не говорить".
Вторая: авторы фанфиков следуют установке, что открыто говорить о своих моральных обязательствах (части, верности, любви и т.д.) может только слабый и лицемерный человек, а настоящий, правильный - всегда скажет гадость, а сделает по самой строгой морали. Или это страх открыто дать какие-то моральные обязательства, открыть, так сказать, моральный кредит, который придется рано или поздно отдавать.
При этом Дик в фанфиках поступает хорошо и достойно, но отношение других персонажей к нему все равно будет как наивному глупцу, потому что сами они всячески избегают озвучивать какие-либо моральные обязательства.
Насколько это издержки следования канону, а насколько проекция авторских убеждений в текст - интересный вопрос.
читать дальше
Трансформации подвергаются все персонажи фанфиков, и тут интересно смотреть, какова эта трансформация и что у нас авторы выражают в тексте. Искренность и героизм Дика усиливаются, а отношение к нему персонажей и часто автора остаются как в исходнике. Мне интересно, почему.
Остается прежней и завуалированность общения, избегание прямых объяснений. ЧСХ, никто из авторов фанфиков эту черту не обыграл.
Я тут как раз писала недавно, что подмывало меня одно время написать АУ и ООС, где Рокэ Алва - нормальный благородный человек, который при невменяемом дворе откровенно троллит всех разговорами о Чести, но с теми, кому доверяет - здравомыслящий и в меру циничный человек, в том числе, ментор каноничному Окделлу.
Но это уже выйдет мерисья и пихание не пойми чего в произведение.
С учетом того, КАК Камша швыряет в Окделла все кирпичи и дерьмо - может быть, планировалась такая деконструкция. Типа, был нормальный парень, а потом он каааак поехал по наклонной...
Увы, мне в романе нравятся искрометные диалоги, а это никакими фанфиками не передашь.